Информационная база

Железнодорожные перевозки грузов в Казахстане.

Железнодорожные перевозки: имеют следующие особенности:

  • наибольшая эффективность в использовании достигается при перевозках на расстояние более 200 км;
  • относительная дешевизна по отношению к автомобильным перевозкам доставки;
  • возможность доставки "до двери" за счет строительства подъездных путей к предприятиям;
  • способность перевозить самую широкую гамму различных грузов;
  • независимость от климатических условий.

Централизованное управление и организация перевозочного процесса, оказание перевозчикам грузов услуг магистральной железнодорожной сети осуществляются Национальной железнодорожной компанией, выполняющей функции оператора магистральной железнодорожной сети.

Перевозчик (экспедитор) для выполнения своих обязательств по перевозке грузов пользуется услугами магистральной железнодорожной сети, которые предоставляет оператор магистральной железнодорожной сети.

Оператор магистральной железнодорожной сети обеспечивает пропуск подвижного состава по магистральной железнодорожной сети, исходя из требований эффективного использования технических средств и обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте, осуществляет координацию, централизованное управление и организацию перевозочного процесса.

Грузоотправитель, грузополучатель для выполнения сопутствующих перевозке грузов работ, могут пользоваться услугами ветвевладельца, перевозчика, экспедитора, собственника подвижного состава, и других лиц, на основании договора, при условии обеспечения безопасности движения, технических средств и подвижного состава.

Стоимость услуг перевозчика, участников перевозочного процесса и иных лиц, привлекаемых для организации и/или выполнения связанных с перевозкой груза услуг, определяется сторонами договора перевозки груза.

 Перевозка грузов по магистральной железнодорожной сети осуществляется перевозчиком на основании принятой заявки грузоотправителя на перевозку грузов.

Перевозчики на основании заявок грузоотправителей формируют план перевозок грузов и предоставляют оператору магистральной железнодорожной сети заявку на включение их поездов в график движения.

Исполнение заявки на перевозку груза по согласованному плану учитывается перевозчиком в учетной карточке грузоотправителя в порядке, установленном Правилами перевозки.

Оператор магистральной железнодорожной сети рассматривает представленные перевозчиком на согласование планы перевозок грузов. График движения поездов, технологическая возможность пропуска разрабатываются оператором магистральной железнодорожной сети на основании технических и технологических возможностей участков магистральной железнодорожной сети по пропуску поездов и выполнению перевозочных работ, с учетом заявок перевозчиков.

К перевозочному процессу допускается подвижной состав, зарегистрированный в Государственном Реестре подвижного состава Республики Казахстан, в техническом состоянии, соответствующем требованиям допуска на магистральную железнодорожную сеть.

Взаимоотношения грузоотправителя и собственника вагона (контейнера) осуществляются на основе договора между ними.

Перевозчик и грузоотправитель могут заключить договор об организации перевозок грузов, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке груз в обусловленном объеме.

Договором об организации перевозок грузов определяются объемы, сроки, качество перевозок, условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, а также иные условия.

На железнодорожном транспорте различают следующие виды грузовых сообщений:

·         местное;

·         прямое;

·         смешанное.

 По количеству груза, принятого для перевозки по одной накладной, железнодорожные перевозки выполняются мелкими, малотоннажными, повагонными, групповыми и маршрутными отправками. Учитывая особенности грузов, для  транспортировки используют специализированный подвижной состав или стандартный подвижной состав, специально оборудованный для перевозки грузов.

Грузовые сообщения подразделяются:

 по размерам - на обычные, длинномерные (свыше 3-х м) и не габаритные;

 по массе - легковесные и тяжеловесные (масса свыше 5 тонн).

По транспортной классификации грузы подразделяются на генеральные, навалочные и наливные грузы, скоропортящиеся грузы и живой груз (живность).

Для перевозки наливочных и навалочных грузов нужны специализированные контейнеры. Опасные, скоропортящиеся грузы должны перевозиться с соблюдением определенных требований. Необходимо отметить, что при доставке груза в пункт назначения проверяют его качество, то есть пригодность к использованию товара по назначению.

К генеральным грузам относятся штучные грузы, т.е. в упаковке и без нее, принимаемые к транспортировке по счету грузовых мест. Данные грузы делятся по виду тары или упаковки на тароупаковочные грузы (в мешках, коробках, ящиках, бочках и т. д.). Грузы в крупных грузовых и транспортных единицах (пакетах, на поддонах, трейлерах, контейнерах, в ликтерах) и рутинные грузы без тары и упаковки (трубы, подвижная техника, металлоконструкции). Для их перевозки используются универсальные крытые вагоны и крупнотоннажные контейнеры.

Навалочные  грузы. Навалочными  называют массовые сыпучие грузы, принимаемые к перевозке без счета  мест и как правило без упаковки (уголь, руда, торф, строительные материалы).

В зависимости от условий перевозок  и хранения навалочные  грузы делят на две группы. К первой относят  уголь, торф, сланцы, щебень, гравий, бутовый камень, песок, глину, крупно-кусковый и другой навалочный груз. Такой груз преимущественно перевозят в универсальных полувагонах, на платформах, и хранят на открытых складах в штабелях или отвалах.

Ко второй группе относится цемент, алебастр, минеральные удобрения и другие грузы, которые перевозят в крытых или специальных вагонах, хранят в закрытых складах, элеваторах или под навесом.

Наливные грузы. К наливным относят жидкие грузы, перевозимые в специальных вагонах - цистернах и бункерных полувагонах. Основную массу (более 90%) наливных грузов составляют нефть, конденсат и нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, масла, нефтебитумы). К таким грузам относятся продукты химической промышленности (кислоты, щелочи, красители, лаки, сжиженные газы) и продукты пищевой промышленности (растительные масла, спирты, жиры, патока, саломаси др.). Нефтепродукты подразделяют на светлые (бензин, бензол, керосин, лигроин, легкие сорта моторных и дизельных топлив, конденсат из природного газа), темные (мазут, нефтебитум, тяжелые сорта моторного  топлива, сырая нефть), жидкие смазочные масла, получаемые путем перегонки нефти.

К основным характеристикам грузовых вагонов относятся:

-         грузоподъемность – максимальная масса груза в тоннах, которую можно перевозить в вагоне данного типа;

-         линейные размеры вагона;

-         тара – масса порожнего вагона;

-         коэффициент тары – отношение массы порожнего вагона к грузоподъемности. Чем меньше этот показатель при одинаковой прочности конструкции, тем данный вагон экономически выгоднее в эксплуатации.

Типы грузовых железнодорожных вагонов:

·         Крытые вагоны

·          Полувагоны

·         Платформы

·          Цистерны

·          Вагоны для нефтебитума и думпкары

·          Вагоны повышенной емкости (узкая колея)

·          Контейнеры

 
Добавить комментарий

Пока нет ни одного отзыва, вы будете первым!


Вверх